Основные правила прописки

Наличие постоянной прописки позволяет не только соблюдать обязанности, но и права, установленные законодательством. Отстаивать интересы в судах, получать образование, пенсию, оформлять льготы.

Прописка – наличие сведений о постоянном месте жительства гражданина, внесенных в базу миграционной службы, а также отметка в паспорте или иной документ. На основании имеющихся данных государство ведет статистический учет миграции, обеспечивает контроль и безопасность.

Закон

Конституция РФ гарантирует гражданам своей страны и иностранцам свободу в выборе места жительства и беспрепятственную свободу передвижения по всей территории.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Каждое лицо, независимо от возраста, обязано сообщать сведения об адресе пребывания в уполномоченные органы. Отсутствие таких сведений не может быть ограничением в реализации прав человека.

Функция контроля за соблюдением исполнения законодательства возложена на службу миграции и отделы внутренних дел.

Миграционная служба заносит сведения о гражданах, их передвижениях в специальную базу данных, в которой хранится вся информация о человеке.

Сведения о лице, вносимые в базу службы по миграции:

  • данные паспорта;
  • сведения о постоянном адресе прописки;
  • сведения о передвижениях по территории страны;
  • данные свидетельства о рождении в отношении детей, не достигших 14 летнего возраста;
  • данные свидетельства о смерти лица, выписанного из конкретного адреса;
  • решения судов о снятии с регистрации по каким – либо основаниям;
  • данные о регистрации в системе пенсионного страхования;
Данные доступны только по запросу государственных учреждений и самого лица, чьи сведения подлежат корректировке.

Для наглядности приведем пример использования базы данных

Молодая мама обратилась в судебный орган с заявлением о взыскании алиментов на ребенка. Отец проживал в другом регионе, адрес его прописки был неизвестен. Суд оформил запрос в службу миграции о предоставлении информации. В соответствии с предоставленными адресными данными мама ребенка смогла оформить исполнительный лист и направить его по месту работы отца.

Законодательством закреплены правила оформления прописки, выписки и установлена ответственность за их неисполнение.

Юридическое понятие прописка устарело, на смену пришло новое – регистрация по месту жительства, месту пребывания.

Постоянная и временная

Регистрация по месту пребывания – адрес человека, где он находится временно в связи с какими – то обстоятельствами.

Законодательство требует сообщать сведения в службу миграции о гражданах, прибывших в то или иное место на срок более 90 дней – данное правило касается россиян. Иностранцу на сообщение сведений об адресе и постановку на учет дается неделя.

Для получения свидетельства о временной регистрации необходимо согласие владельца помещения о предоставлении жилья, если пребывание планируется в частном секторе.

Временное пребывание в доме отдыха, здравнице не требует посещения службы миграции. Всю необходимую работу по учету проведет принимающая сторона.

Регистрация по месту жительства – постоянное место проживания человека. Свидетельством наличия постоянного адреса прописки служит штамп в паспорте, проставляемый на страницах, имеющих надпись: «Место жительства».

Оттиск специальной печати представляет собой прямоугольник, в который от руки вносятся записи:

  • подразделение ФМС, осуществившее регистрацию;
  • адрес прописки;
  • дата регистрации;
  • подпись уполномоченного лица.

Видео: Интервью со специалистом

Правила прописки

Законодателем установлены правила, соблюдение которых требуется от всех заинтересованных лиц.

Срок регистрации во временном жилище для россиян может быть не более пяти лет. Продление возможно только после повторной подачи заявления.

Для граждан других государств максимальный срок предоставления временного жилья три месяца. Пролонгация срока регистрации невозможна.

Прописаться по нужному адресу возможно только с согласия владельца помещения, при предоставлении подтверждающих документов.

Регистрация на постоянном месте проживания ограничительных рамок по времени не имеет. Однажды прописавшись, можно до конца жизни прожить по одному адресу.

Постоянная регистрация оформляется при наличии доказательств владения жилым помещением непосредственно заявителем или членом семьи.

Ребенка

Закон требует прописывать ребенка по адресу одного из родителей. Место регистрации устанавливается взаимным соглашением. Если родители находятся в разводе, то прописка осуществляется по тому адресу, где ребенок будет проживать.

Если дитя прописано у матери, а дошкольное учреждение посещает в районе проживания отца, тогда оформляется дополнительная временная регистрация по  его адресу.

Внесение сведений в базу данных службы миграции осуществляется одним из родителей на основании свидетельства о рождении.

Прописка ребенку необходима для получения медицинской помощи, устройства в школу, детский сад, оформления пособий.

В квартиру

Для постоянной прописки в квартиру необходимо выписаться с прежнего места жительства. Листок убытия приложить к подаваемым документам.

В случае  его отсутствия, специалисты службы миграции самостоятельно оформят запрос по прежнему адресу и снимут заявителя с регистрации.

С заявлением одновременно подаются:

  • удостоверение личности;
  • документ о правах на квартиру или договор социального найма;
  • свидетельство о рождении на детей до 14 лет.

Паспорт со штампом о регистрации будет выдан сотрудниками миграционной службы через неделю, со дня подачи заявления.

Внимание! Военнообязанные встают на учет в военкомат после оформления нового места регистрации. Требование службы миграции о предоставлении справки учета из военкомата до прописки незаконно.

Если прописка осуществляется в коммунальную квартиру, где собственником является иное лицо, то необходимо согласие всех владельцев в виде заявления произвольной формы. Оформить его возможно в присутствии специалиста паспортной службы.

Внимание! Для прописки граждан в квартиру существуют ограничения. Невозможно прописать в однокомнатную квартиру десять человек единовременно. Существует социальная норма жилой площади, составляющая 6 кв.м. на одного человека. Превышение нормы вызовет вопросы у сотрудников МВД и миграционной службы.

Временно

Регистрации для временного проживания оформляется в виде свидетельства, без всяких отметок в паспорте.

Временно зарегистрированные граждане не вправе распоряжаться жильем:

  • продавать;
  • сдавать в аренду;
  • дарить;
  • завещать;
  • претендовать на наследство;
  • оформлять кредиты под залог недвижимого имущества.

Среди обязанностей временного жителя – оплата коммунальных услуг за пользование помещением,  соблюдение  санитарных норм и ремонт в случае возникновения неисправности по  его вине.

В неприватизированную

Оформление временной прописки в неприватизированную квартиру производится на основании договора социального найма с соблюдением нюансов.

Муниципальное жилье имеет свой определенный правовой статус, в связи с этим все действия с регистрацией граждан проходят в соответствии с Жилищным кодексом, в частности ст. 70 ЖК.

Прописка осуществляется только при согласии всех прописанных на территории лиц. После чего наниматель обращается в муниципалитет с заявлением о внесении изменений в договор найма.

Данное правило регулируется Федеральным законом № 5242-1. Данное правило не распространяется на новорожденных и новых членов семьи.

Иностранных граждан

Граждане иностранных государств уведомляют миграционную службу о своем прибытии в семидневный срок. Исключение составляют граждане Таджикистана и стран, входящих в ЕАЭС.

Правила регистрации иностранцев регулируются:

  • ФЗ № 109 – о миграционном учете.
  • Постановлением РФ №9, прописывающее порядок проведения миграционного учета на территории страны.
  • Приказом службы миграции № 321 от 29.05.2015 г.

Цели миграционного учета иностранцев:

  • возможность реализации прав и обязанностей;
  • учет и контроль в сфере миграционной политики;
  • статистика перемещений иностранцев внутри страны, пересечения границы;
  • обеспечение безопасности, противодействие экстремизму и терроризму;
  • планирование развития новых экономических и туристических зон.
Нарушение правил миграционного учета позволят выдворить гражданина иностранного государства из России с наложением штрафа.

В сельскую местность

Прописаться в деревне, селе легче. Гражданам разрешено прописываться в домах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в садовых товариществах, на дачных участках, где обычно никто не прописан. Соответственно имеется возможность регистрации по одному адресу целой семьи, что облегчает задачу гражданам.

К основному пакету документов, сдаваемых в службу миграции, прилагается домовая книга. В которую вносится запись о вновь зарегистрированном лице.

Никаких других особенностей при прописке в сельской местности нет. Процедура абсолютно такая же, как и при регистрации в городе. 

Через МФЦ

Многофункциональные центры предоставляют услугу регистрации граждан. Заявитель может обратиться в любое удобное по месторасположению отделение, заполнить бланк заявления и подать пакет заранее подготовленных документов. 

Специалист центра примет документы и назначает дату выдачи паспорта с отметкой о прописке.

Возможность оформления прописки через МФЦ создана для удобства граждан и разгрузки потока заявителей в отделах миграционных служб.

Необходимые документы

Для осуществления процедуры прописки необходимо предоставить следующие документы:

  1. Удостоверение личности заявителя. Для регистрации ребенка – свидетельство о рождении.
  2. Документ, подтверждающий право на жилое помещение. Свидетельство о собственности; договор купли – продажи, дарения, мены, зарегистрированные в установленном порядке. Для муниципального жилья – договор найма.
  3. Согласие граждан, прописанных в жилом помещении.
  4. Заполенные лист прибытия, лист убытия.
  5. Домовую книгу, если регистрация производится в частный сектор.
  6. Свидетельство о браке в случае прописки семьи по одному адресу.

Данный список документов действителен на всей территории России.

Основание

Федеральное законодательство установило ответственность за фиктивную прописку граждан. Получать услугу следует лично в миграционной службе или обращаться за помощью в проверенные компании.

Оформление регистрации по доверенности запрещено.

Прописка детей, не достигших возраста получения паспорта, осуществляется одним из родителей.

Наличие согласия родственников для прописки обязательно, если заявитель не является владельцем жилья.

Указанные правила действуют на всей территории РФ.

Подача заявления

Бланк заявления на прописку по форме № 6 можно найти в интернете, получить в службе миграции. Специалисты государственного учреждения помогут заполнить его в случае возникновения каких – либо вопросов.

Обратиться с заявлением о предоставлении услуги можно в следующих учреждениях:

  • непосредственно отдел службы миграции;
  • центр предоставления государственных услуг – МФЦ;
  • управляющая компания;
  • паспортный отдел.

В том населенном пункте, где планируете проживать.

Стоимость

В соответствии с законодательством услуга регистрации по месту проживания или месту пребывания госпошлиной не облагается.

Мы изложили тонкости получения заветного штампа в паспорте или свидетельства о временной регистрации. Соблюдение правил и условий облегчит задачу оформления прописки.

Поможет получить все предоставленные законом блага и осуществлять обязанности перед другими людьми. При возникновении вопросов необходимо обратиться к юристам, специализирующимся на миграционном и жилищном праве.

Добавить комментарий

Gridlove